Профессии и ученого, и инженера получили высокие оценки престижа. Основной аргумент в обоих случаях — их вклад в достижение прогресса и развитие будущего страны.
МОСКВА, 13 июля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, проведенного в партнерстве с Фондом Росконгресс для первого Форума будущих технологий, о том, как россияне 18–55 лет представляют себе ученого и инженера. Презентация данных состоялась в рамках сессии «Образ будущего: общественное мнение о высоких технологиях» 13 июля на площадке Центра международной торговли.
Один исследует, другой чертит
Представления о профессиональных группах формируются под влиянием множества факторов, в том числе массовой культуры, и зачастую укоренившиеся стереотипы не совпадают с реальной картиной. В рамках проведенного исследования опрошенным предлагалось ответить на вопросы о том, как они себе представляют ученого и инженера. Результаты показали, что в этих образах есть совпадения, но все-таки каждый из них уникален.
Образ ученого более персонифицированный, с ним чаще ассоциируются конкретные персоналии (причем преимущественно физики): Альберт Эйнштейн (10%), Дмитрий Менделеев (8%), Михаил Ломоносов (4%), Константин Циолковский (2%). По 1% вспомнили Николу Теслу, Игоря Курчатова, Исаака Ньютона, Андрея Сахарова и Сергея Королева. Инженер воспринимается более абстрактно, конкретные фамилии практически не назывались (1% указали Сергея Королева).
Внешний облик ученого и инженера также не совпадают, но оба — мужчины (у ученого отсылка к мужскому полу встречается в 12% ответов, у инженера — в 15%). Ученый-женщина и инженер-женщина не звучат в ответах. Инженер предстает как человек молодой (4%) или средних лет (2%), а вот ученый имеет больше вариаций — он может быть и молодым, и в возрасте (по 3%), и средних лет (6%), и лет 50-60 (1%). Внешняя атрибутика профессии инженера более наполненная: он прилично одет, в костюме, рубашке, с галстуком (2%) или в халате (1%), в очках (2%), высокого роста, с прической, с портфелем (по 1%), кто-то говорит, что инженер — в рабочей форме или спецодежде и каске (по 2%). То есть инженер — и кабинетный работник, и человек на производстве. А вот во внешних характеристиках ученого, которые звучали в ответах, видится типичный кинематографический персонаж — в белом халате и очках (по 5%), по 1% считают, что ученый носит бороду, усы и ходит в костюме.
Мнение эксперта:
«Сейчас нет цельного образа. Был классический образ советского ученого — немного рассеянный человек в очках и в потертом пиджаке. Сейчас, понятно, он меняется — более молодой и бодрый. Но пока этот образ не сформировался. И мне кажется, что пройдет еще пять-десять лет — и этот образ появится. Но он должен сначала появиться в культуре, а не в популяризации», — научный журналист.
|
Отвечая на вопрос о том, кто такие инженеры, опрошенные достаточно часто давали ответы, касающиеся деятельности инженеров (в сумме 34% vs. 21% в ответах об ученом). Инженер — это человек, полный идей, он создает, изобретает (10%), а также работает в конструкторском бюро, он с линейкой и карандашом и что-то чертит (5%), он работает на компьютере, делает расчеты и строит графики (по 1%), совместно с учеными реализует новые разработки (2%). Вторая группа ответов связана с инженером-производственником — он занят в промышленности (4%), связан со строительством (3%) и эксплуатацией механизмов и оборудования (2%), он мастер на все руки и занят практическим трудом (1%). Еще 2% полагают, что инженер занимает руководящую должность (2%), у него высокая зарплата (1%). А вот представления о том, что делает ученый, менее детализированы: 9% полагают, что он занимается исследованиями и делает открытия (2%). В части ответов звучат конкретные науки: физика (2%), математика, медицина, химия (по 1%).
Мнение эксперта:
«За любым технологическим предпринимателем стоит очень сильный RND-центр, в котором множество ученых провели исследования. Так что есть большой временной отрезок между проведением исследования и готовностью технологии. Не бывает такого, что мы сегодня придумали какую-то технологию и тут же ее воплотили в жизнь. Цикл НИОКР достаточно растянут по времени от фундаментальной науки до того момента, когда она находит свое фактическое прикладное применение», — физик, прикладная наука.
|
Если в образе инженера внешний и деятельностный компоненты более выражены, то характеристики личности и черты поведения в образах и инженера, и ученого звучат в ответах примерно одинаково (соответственно 36% и 39% ответов в общей сложности). И здесь опрошенные часто давали близкие по смыслу ответы: ученый и инженер воспринимаются прежде всего как умные и образованные люди (18% ученый и 16% инженер). По 2% считают обоих трудолюбивыми, занятыми людьми, которые отдают много времени работе, серьезными (по 1%), интеллигентными (по 1%). Но ученые чаще воспринимаются как люди, преданные своему делу (5% vs. 1%) и хорошо знающие свою работу, высокие специалисты в своей сфере (3%). А в отношении инженеров чаще звучат характеристики, указывающие на образование и склонности: человек с высшим или техническим образованием (по 2%), с техническим, математическим или аналитическим складом ума (по 1%). Отрицательные характеристики называются в единичных случаях: по 1% считают ученых странными, безумными людьми, а инженеров — неопрятными.
О престиже профессий
Профессии и инженера, и ученого воспринимаются большинством опрошенных как престижные, но инженер получает более высокие оценки — 65% vs. 51% (считают профессии инженера и ученого непрестижными соответственно 29% и 44%). Портреты тех, кто находит обе профессии престижными, схожи:
- Профессию ученого считают престижной чаще других женщины (54% vs. 49% мужчин), молодежь 18-24 лет (56%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (58% и 56% vs. 48% в группе с высшим образованием), с хорошим материальным положением (59% vs. 38% в группе с плохим материальным положением) и проживающие в небольших городах с численностью населения 100 тыс. чел. и меньше, а также в селах (60% и 55%).
- Профессию инженера считают престижной чаще других женщины (67% vs. 63% мужчин), молодежь 18-24 лет (75%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (70% и 66% vs. 63% в группе с высшим образованием) и с хорошим материальным положением (72% vs. 51% в группе с плохим материальным положением).
- Ниже других оценивают престиж профессии и ученого, и инженера опрошенные с плохим материальным положением (57% и 42%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (59% и 38%). Аудитория с высшим образованием чаще других невысоко оценивает престиж профессии ученого (49%), как и 25-34-летние (51%), а 45-55-летние чаще говорят о невысоком престиже профессии инженера (39%).
Представления о том, почему профессии ученого и инженера престижные, основываются на их вкладе в будущее страны, развитие технологий, достижение прогресса (38% у ученого и 30% у инженера). Но престиж профессии инженера гораздо чаще объясняется также востребованностью (26%) и высокими зарплатами (21%), тогда как о востребованности профессии ученого опрошенные говорят в 6,5 раза реже (4%), а высокие зарплаты в этой сфере называют 8%. Полагают, что труд инженера — высококвалифицированный, поэтому престижный, еще 7%. 14% тех, кто находит профессию ученого престижной, указали на престижность не столько профессии, сколько интеллекта, ума, отмечая, что «умных должно быть больше; чтобы стать ученым, нужно быть умным». Еще 8% считают важным, что ученые работают на благо государства. Замечают поддержку ученых государством 5%, еще 4% полагают, что в этой сфере сегодня хорошее финансирование и создаются все необходимые условия для труда, а поддержку государством инженеров отметили 2%. В целом можно сделать вывод, что происходит «оттаивание» интереса к этим профессиям после 1990-х годов.
Мнение эксперта:
«Условно говоря, возьмем Безоса: у него много денег, супермиллионер, идеал — «Хочу быть таким же!» А теперь возьмем ученого, который навряд ли миллионер. Да, возможно, он сделал что-то, разработал новый тип реактора. Для знающих людей это вау, а для обывателя: „Ну и что? Я этот реактор в жизни не видел. Вон там Безос бегает красивый такой, денег много заработал“», — физик, директор проекта в НИИ.
|
Доводы тех, кто не находит профессии инженера и ученого престижными, совпадают в представлениях об оплате труда: каждый второй в этих группах указал на низкую заработную плату (47% об ученых и 48% об инженерах). Но остальные аргументы различаются. Низкий престиж профессии ученого часто связывают с нехваткой государственного участия в развитии науки — недостаточное внимание и финансирование (18% и 13%), низкая государственная поддержка и дефицит социальных гарантий (8%), незаинтересованность в развитии научных направлений (5%). Еще 10% отметили сложности с ограничениями в работе, блокировке исследований, а 9% указали на то, что большая часть наших ученых работает за границей. Часть опрошенных в этой группе говорили, что профессия непопулярна у молодежи, а труд ученых не ценится (по 7%), 6% полагают, что в науке плохие условия труда.
Несколько иная ситуация складывается с инженерами, на втором месте среди причин низкой престижности профессии стоит ее невостребованность — 21%, в отношении ученых этот вариант не звучал. Еще 17% среди тех, кто считает профессию инженеров непрестижной, отметили, что об инженерах мало говорят, нет рекламы профессии в СМИ, а эта сфера труда мало популяризована. Этот вариант также не упоминался в отношении ученых. По 6% полагают, что инженерам уделяется мало государственного внимания, а также что профессия не востребована у молодежи. Еще 5% указали на низкий уровень образования по этой специальности.
Анализ ответов о престижности и непрестижности профессий показывает, что престиж профессии воспринимается россиянами по-разному: для одних это социальная значимость результатов труда, для других — признание оплатой труда.
И может собственных Платонов … российская земля рождать
Исследование показало, что ситуация с популяризацией науки и инженерного дела требует большего внимания. Подавляющее большинство опрошенных не смогли назвать имена современных российских ученых или инженеров — 92%. Среди названных фамилий только две набрали 1% — это математик Григорий Перельман и физик, Нобелевский лауреат Жорес Алферов. Остальные варианты звучали в единичных случаях — Станислав Дробышевский (0,5%), Михаил Ковальчук, Татьяна Черниговская, Сергей Королев, Дмитрий Менделеев (по 0,3%). Важно отметить, что зачастую опрошенные припоминали далеко не современников, а людей прошлых эпох (М. Ломоносов, П. Капица, К. Циолковский и др.). Это говорит как о низком уровне знаний о современных ученых и инженерах, так и о слабой персонификации науки и инженерии, а также об отсутствии примера, ориентира для будущих поколений.
Мнение эксперта:
«Долгое время спикерами были люди более солидные и имеющие имя в научном мире. Они, как правило, средних, старших возрастов. Молодые ученые стали появляться на публике относительно недавно, года три-четыре назад. Это связано с внедрением программ, нацеленных на поддержку молодых ученых, и с тем, что российская наука довольно-таки молода. Если посмотрите на статистику, то у нас порядка 40% исследовательского корпуса — это люди в возрасте до 39 лет», — преподаватель вуза, исследователь науки и образования.
|
Будущие технологии
Ранее ВЦИОМ выяснил, что сфера технологий будущего знакома большинству опрошенных — 76%, а повысить свою квалификацию в этой области хотели бы еще больше — 83%, причем из них по 10% хотели бы получить квалификацию или повысить имеющуюся, а 63% — расширить свой кругозор в этой сфере. Мужчины в большей степени ориентированы на повышение квалификации (28% vs. 12% женщин), а женщины — расширить кругозор (69%). Чем выше уровень образования, тем чаще опрошенные говорят о желании повысить квалификацию или расширить кругозор в сфере технологий будущего (86% в группе с высшим и неполным высшим образованием vs. 72% в группе со средним образованием).
Сфера технологий будущего, по-видимому, воспринимается как перспективное направление, так как большинство опрошенных (74%) хотели бы, чтобы их дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий, не хотели бы — 16%. Положительный ответ чаще давали 18-24-летние (83%) и опрошенные с хорошим материальным положением (80% vs. 67% в группе с плохим), показатель увеличивается также в городах (74-78% vs. 70% в сельской местности).
Мнение эксперта:
«Дети — вообще большая, огромная неосвоенная ниша. Популяризация науки сейчас должна идти в сторону школы. Доля взрослых, кажется, „на плато“ — те, кто интересовался, и будут интересоваться. Расширяться аудитория вряд ли будет. А вот школьники — это аудитория, которая меняется каждый год. Во-вторых, она огромная, она другая. Она другая по компетенциям и в худшую, и в лучшую сторону (многие вещи из программы еще не выветрились из головы). Популяризация могла бы увязать школьную программу с интересной историей, но почему-то так сложилось в стране, что сообщество педагогов и сообщество популяризаторов науки не перемешиваются и живут совершенно раздельной жизнью», — научный журналист.
|
Исследование ВЦИОМ проведено в партнерстве с Фондом Росконгресс для первого Форума будущих технологий 3-4 июня 2023 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте 18-55 лет
Давайте поговорим об ученых. Какой образ приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «ученый»? Опишите его, пожалуйста.
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Конкретные персоналии
|
|
Альберт Эйнштейн
|
10
|
Дмитрий Менделеев
|
8
|
Михаил Ломоносов
|
4
|
Циолковский Константин
|
2
|
Курчатов Игорь
|
1
|
Никола Тесла
|
1
|
Королев Сергей
|
1
|
Исаак Ньютон
|
1
|
Илон Маск
|
1
|
Сахаров
|
1
|
Деятельность
|
|
Занимается разработками / изучением / исследованиями / наукой
|
9
|
Делает открытия
|
2
|
Физик / физик-ядерщик
|
2
|
Научный сотрудник
|
1
|
Математик
|
1
|
Ученый
|
1
|
Медицина
|
1
|
Лаборатория
|
1
|
Доктор
|
1
|
Химик
|
1
|
Имеет научные достижения/ звания
|
1
|
Обеспеченный/ зарабатывает хорошие деньги
|
1
|
Бедный
|
1
|
|
|
Внешние характеристики
|
|
Мужчина среднего возраста/ 30-50 лет
|
6
|
В белом халате
|
5
|
В очках
|
5
|
Молодой человек
|
3
|
В возрасте
|
3
|
Мужчина 50-60 лет
|
1
|
Седовласый / седой мужчина
|
1
|
Бородатый / носит усы
|
1
|
Обычный человек
|
1
|
В костюме
|
1
|
Характеристики личности, поведения
|
|
Умный / образованный / грамотный / высокоинтеллектуальный
|
18
|
Заинтересованный в своем деле / любящий свое дело / преданный науке
|
5
|
Знающий свое дело / специалист в своей сфере
|
3
|
Много времени проводит на работе/ отдает работе/ трудолюбивый
|
2
|
Целеустремленный
|
1
|
Квалифицированный / компетентный / профессиональный специалист
|
1
|
Прогрессивный / современный
|
1
|
Странные / безумные люди
|
1
|
Интеллигентный
|
1
|
Начитанный / любит читать / много читает
|
1
|
Талантливый / творческая личность
|
1
|
Серьезный
|
1
|
Постоянно совершенствуется/ развивается/ образовывается/ обучается
|
1
|
Другое
|
22
|
Затрудняюсь ответить
|
14
|
А какой образ приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «инженер»? Опишите его, пожалуйста.
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Конкретные персоналии
|
|
Королев
|
1
|
Деятельность
|
|
Человек, полный идей / создает что-то новое / конструирует / изобретает
|
10
|
Человек с чертежами / чертит/ с линейкой / с карандашом / работающий в конструкторском бюро
|
5
|
Человек работающий на производстве / в промышленности
|
4
|
Строитель / человек, связанный со строительством
|
3
|
Человек, занимающий руководящую должность
|
2
|
Эксплуатирует механизмы / оборудование / обслуживает оборудование
|
2
|
Реализует / воплощает научные разработки / работает в паре с учеными
|
2
|
Компьютер/ работает за компьютером
|
1
|
Улучшает / упрощает / дорабатывает технологии
|
1
|
Занимается практической деятельностью / мастер на все руки / умеющий работать руками
|
1
|
Человек делающий расчеты / диаграммы / графики
|
1
|
Человек имеющий высокую заработную плату
|
1
|
Нищий / бедный / человек с маленькой заработной платой
|
1
|
Внешние характеристики
|
|
Мужчина
|
7
|
Молодой человек (до 40 лет)
|
4
|
Человек в костюме / рубашке / брюках / галстуке/ прилично одетый
|
2
|
Человек средних лет / взрослый (от 40 лет)
|
2
|
Человек в каске
|
2
|
Человек в рабочей форме/ спецодежде
|
2
|
Человек в очках
|
2
|
Человек в халате
|
1
|
Человек с папкой / портфелем
|
1
|
Опрятный / чистый / с прической
|
1
|
Человек высокого роста
|
1
|
Черты характера, поведения
|
|
Умный / образованный / компетентный человек
|
16
|
Человек с высшим образованием
|
2
|
Человек, имеющий техническое образование
|
2
|
Трудоголик / высокая занятость
|
2
|
Ответственный человек
|
2
|
Человек с техническим складом ума
|
1
|
Человек с математическим складом ума
|
1
|
Интеллигентный
|
1
|
Человек, любящий свою профессию / преданный делу
|
1
|
Думающий / размышляющий / погруженный в свои мысли
|
1
|
Исполнительный/ выполняющий все поставленные перед ними задачи / эффективный
|
1
|
Стратег / имеет аналитический склад ума
|
1
|
Уставший / замученный человек
|
1
|
Активный / заинтересованный
|
1
|
Серьезный человек
|
1
|
Патриот / стремящийся улучшить жизнь людей и/или страны
|
1
|
Неопрятный
|
1
|
Другое
|
|
Нет особых отличительных черт / ничем не отличается от обычного человека
|
2
|
То же, что и ученый
|
1
|
Это я и/или член моей семьи
|
1
|
Другое
|
15
|
Затрудняюсь ответить
|
23
|
По Вашему мнению, в нашей стране профессия ученого является престижной или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-55 лет
|
|
Однозначно да
|
14
|
13
|
16
|
14
|
11
|
16
|
16
|
|
Скорее да
|
37
|
36
|
39
|
42
|
33
|
38
|
38
|
|
Скорее нет
|
33
|
32
|
34
|
32
|
38
|
33
|
28
|
|
Однозначно нет
|
11
|
15
|
8
|
9
|
13
|
10
|
12
|
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
4
|
3
|
3
|
5
|
3
|
6
|
|
Вы сказали, что профессия ученого в нашей стране является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто считает профессию ученого престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)
|
Человек, благодаря которому идет прогресс / развитие новых технологий / без ученых никуда / будущее за ними
|
38
|
|
Быть умным — всегда престижно / умных должно быть больше / чтобы быть ученым, нужно быть умным
|
14
|
|
Работают на благо людей/государства / полезные
|
8
|
|
Высокая зарплата / премии
|
8
|
|
Уважение / почет
|
5
|
|
Важная/значимая профессия
|
5
|
|
Поддержка государством науки / уделяется больше внимания
|
5
|
|
Востребованная профессия
|
4
|
|
Быть ученым — престижно везде и всегда
|
4
|
|
Хорошее финансирование выделяется / создаются условия для работы
|
4
|
|
Их не так много
|
3
|
|
Происходит возрождение / развитие науки / видны результаты
|
3
|
|
Высоко ценится
|
2
|
|
Авторитет
|
2
|
|
Интересная сфера деятельности
|
2
|
|
Другое
|
10
|
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
|
Вы сказали, что профессия ученого в нашей стране не является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не считает профессию ученого престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)
|
Мало платят / низкая зарплата
|
47
|
|
Мало уделяют внимания науке / ученым / нет популяризации / мало говорят
|
18
|
|
Мало/нет финансирования науки
|
13
|
|
Большие ограничения / блокировки на исследования / аресты
|
10
|
|
Большая часть наших ученых работает за границей
|
9
|
|
Нет должной государственной поддержки / социальных гарантий
|
8
|
|
Не ценится труд ученого
|
7
|
|
Не популярная профессия / молодежь не стремиться быть учеными / нет мотивации
|
7
|
|
Плохие условия труда
|
6
|
|
Государство не заинтересовано в развитии ученых/ науки
|
5
|
|
Дорогое / долгое / сложное обучение
|
4
|
|
Нет разработок/ открытий/ нет внедрения в жизнь
|
3
|
|
Нет/мало ученых
|
2
|
|
Нет возможности развития / перспектив
|
2
|
|
Бюрократическая волокита
|
2
|
|
Высокая конкуренция / мало рабочих мест / отсутствие карьерного роста
|
2
|
|
Другое
|
12
|
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
|
По Вашему мнению, в нашей стране профессия инженера является престижной или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-55 лет
|
Однозначно да
|
16
|
16
|
16
|
17
|
14
|
19
|
15
|
Скорее да
|
49
|
47
|
51
|
58
|
54
|
47
|
41
|
Скорее нет
|
23
|
24
|
23
|
16
|
23
|
22
|
29
|
Однозначно нет
|
6
|
7
|
4
|
2
|
3
|
5
|
10
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
6
|
6
|
7
|
6
|
7
|
5
|
Вы сказали, что профессия инженера в нашей стране является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто считает профессию инженера престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)
|
Значимая профессия / создают новые технологии и/или технику / внедряют технологии / способствуют развитию страны / полезны
|
30
|
Востребованная профессия / рост промышленности в стране / дефицит кадров
|
26
|
Высокооплачиваемая должность
|
21
|
Престижная/уважаемая профессия
|
7
|
Высококвалифицированный специалис т/ умный
|
7
|
Делаю вывод на основании личных наблюдений / знаю лично человека в должности «инженер»
|
3
|
Ответственная должность
|
2
|
Много возможностей для самореализации / карьерного роста
|
2
|
Специалист с высшим образованием
|
2
|
Это руководящая должность
|
2
|
Высокий уровень поддержки со стороны государства/ социальная поддержка
|
2
|
Другое
|
11
|
Затрудняюсь ответить
|
14
|
Вы сказали, что профессия инженера в нашей стране не является престижной. Поясните, пожалуйста, почему Вы так думаете?
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто не считает профессию инженера престижной, представлены варианты ответа, набравшие более 2%)
|
Низкооплачиваемая должность
|
48
|
Невостребованная специальность / сложно найти место работы / нет развития промышленности в стране
|
21
|
Мало информации о данной профессии / нет рекламы в СМИ / низкий уровень престижности профессии
|
17
|
Низкий уровень поддержки со стороны государства / низкий уровень социальной поддержки
|
6
|
Непопулярная профессия среди молодежи
|
6
|
Низкий уровень образования в стране
|
5
|
Недооцененная профессия
|
4
|
Низкий уровень финансирования проектов в этой области / нет новых разработок
|
4
|
Большой объем работы
|
3
|
Сложно понять какие обязанности выполняет данный человек / сложно понять, что это за профессия
|
2
|
Сложные условия труда
|
2
|
Сложно обучиться / мало заинтересованных в учебе
|
2
|
Другое
|
8
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
Знаете ли Вы, слышали о каких-либо современных российских ученых/инженерах или нет? Если да, то назовите их, пожалуйста.
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Перельман Григорий
|
1
|
|
Алферов Жорес
|
1
|
|
Дробышевский Станислав
|
0,5
|
|
Ковальчук Михаил
|
0,3
|
|
Черниговская Татьяна
|
0,3
|
|
Королев Сергей
|
0,3
|
|
Менделеев Дмитрий
|
0,3
|
|
Калашников Михаил
|
0,2
|
|
Панчин Александр
|
0,2
|
|
Капица Петр
|
0,2
|
|
Кулибин Иван
|
0,2
|
|
Курчатов Игорь
|
0,2
|
|
Циолковский Константин
|
0,2
|
|
Ломоносов Михаил
|
0,2
|
|
Пшеничный Валерий
|
0,2
|
|
Бокерия Лео
|
0,2
|
|
Попов (без уточнений)
|
0,1
|
|
Лобаев Владислав
|
0,1
|
|
Соколов Александр
|
0,1
|
|
Гинзбург Виталий
|
0,1
|
|
Оганесян Юрий
|
0,1
|
|
Касперский Евгений
|
0,1
|
|
Сурдин Владимир
|
0,1
|
|
Дугин Александр
|
0,1
|
|
Яковлев (без уточнения)
|
0,1
|
|
Ковалев (без уточнения)
|
0,1
|
|
Не знаю, не могу никого вспомнить
|
67
|
|
Другое
|
5
|
|
Затрудняюсь ответить
|
25
|
|
Скажите, пожалуйста, лично Вы хотели или не хотели бы в течение ближайших двух-трех лет получить больше знаний в области будущих технологий?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-55 лет
|
|
Да, хотел бы повысить имеющуюся квалификацию в области будущих технологий
|
10
|
14
|
5
|
10
|
12
|
8
|
9
|
|
Да, хотел бы получить квалификацию в этой сфере
|
10
|
13
|
7
|
9
|
11
|
11
|
8
|
|
Да, хотел бы просто расширить свой кругозор в этой сфере
|
63
|
57
|
69
|
68
|
61
|
64
|
62
|
|
Нет, не хотел бы получать больше знаний в этой сфере
|
16
|
14
|
18
|
14
|
15
|
16
|
19
|
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
2
|
1
|
0
|
1
|
1
|
2
|
|
Хотели бы Вы или не хотели, чтобы Ваши дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-55 лет
|
|
Однозначно да
|
19
|
24
|
15
|
0
|
14
|
20
|
23
|
|
Скорее, да
|
55
|
51
|
59
|
83
|
61
|
54
|
49
|
|
Скорее, нет
|
12
|
11
|
13
|
17
|
11
|
11
|
16
|
|
Однозначно нет
|
4
|
5
|
3
|
0
|
6
|
3
|
4
|
|
Затрудняюсь ответить
|
10
|
9
|
10
|
0
|
8
|
12
|
8
|
|
14.07.2023г.